Согласно новому отчету консалтинговой компании Aite Group LLC (Бостон, США), в США использование потребителями наличных сократилось в 2010 г. на 3%, и до 2015 г. темпы снижения данного показателя сохранятся.
По результатам исследования «Общество без наличных: прогноз использования наличных в Соединенных Штатах», общий объем используемых наличных сократится к 2015 г. почти на 200 млн долл. США. Однако это не говорит о перспективе полного отказа общества от наличных, поскольку одни возрастные группы используют их чаще, чем другие. На самом деле, если использование наличных будет сокращаться на 17% каждые 5 лет, что соответствует прогнозу до 2015 г., данный показатель опустится ниже порога в 1 млрд долл. к 2205 г., или примерно через 200 лет.
В отчете приведены данные по трем сферам применения наличных: расчеты между физическими лицами (Р2Р), платежи в сети розничной торговли и оплата счетов. В 2015 г. потребители используют в расчетах между собой на 101 млрд долл. меньше, чем в 2010 г.
Темпы сокращения использования наличных для расчетов в розничной торговле и оплаты счетов составят 2% в год в течение следующих 5 лет.
За последний год наличные использовались в 938 млн транзакция по оплате счетов на общую сумму примерно 217,7 млрд долл. В розничной торговле в 2010 г. было совершено наличных платежей на общую сумму 519,9 млрд долл.
Компания Aite проводила исследование платежного поведения потребителей и в июле прошлого 2010 г. среди 4,696 респондентов. Их спрашивали, какие из 28 типов счетов они оплачивают и какими платежными каналами и методами для этого пользуются. Среди платежных методов были наличные, чеки, денежные переводы, дебетовые карты, кредиты или снятие с банковского счета.
В октябре прошлого года компания Aite провела опрос среди 3,190 потребителей в США, Англии и Австралии с целью изучения Р2Р расчетов.
По оценке Aite, американские потребители в 2010 г. использовали 1,2 трлн наличных для расчетов между гражданами, оплаты счетов и покупок в розничных магазинах. Между 2006 и 2009 г.г. объем переводов через банкоматы увеличивался ежегодно на 0,8%, тогда так объем наличных, полученных через ATM, увеличивался примерно на 3% ежегодно.
Несмотря на увеличение объема наличных в обращении и активности использования банкоматов, показатель активности в использовании наличных зависит от возрастной группы потребителей. Так, поколение Y(рожденные с конца 1970-х до начала 2000-х гг.) использует больше наличных, чем 2 года назад. Поколение Х (рожденные в конце 60-х, 70-е и 80-е.), бэби-бумеры и старшее поколение предпочтет использовать меньше наличных, чем 2 года назад.
Ключевым фактором, определяющим использование наличных, является желание потребителя обойтись без кредитных карт. Другим фактором является растущее использование дебетовых карт для оплаты покупок.
В исследовании использование дебетовых карт названо разогнавшимся поездом, настойчиво продвигаемым банками и прочими финансовыми учреждениями.