КАК ИСКАЛИ ЛИЦО ХАБАРОВСКА
Изображение памятника Муравьеву-Амурскому на 5-тысячной банкноте появилось не сразу
Каждая банкнота рождается медленно и не сразу. В нее вложен труд десятков уникальных специалистов, которых в стране — единицы. И лицо банкноты определяется не сразу. О том, как рождалась новая банкнота российского банкнотного ряда — 5000 рублей, какой она могла бы быть, рассказал главный художник ФГУП «Гознак» Тахир Сейфулин.
Поиски Ерофея Хабарова
По словам Тахира Сейфулина, работа над пятитысячной банкнотой началась в 1998 году. Однако окончательную информацию от Банка России о том, какого номинала, формата и с изображением какого города должна быть новая банкнота, исполнители получили в 2003 году. До этого велась предварительная работа.
«Создание нового эскизного проекта явилось итогом совместной работы с художником Банка России Сергеем Козловым», — говорит Тахир Сейфулин.
— Когда окончательно определилось, что на банкноте будет представлен город Хабаровск, самым логичным было предложить изобразить на лицевой стороне банкноты памятник человеку, чье имя носит город, — Ерофею Хабарову. Я взял в качестве основы памятник Хабарову, установленный на Привокзальной площади города к столетию Хабаровска в 1958 году. Кроме эскизов памятника в полный рост, мы с Сергеем Козловым предложили еще и портретные изображения, но они были отклонены, так как в этом случае новая банкнота выбивалась бы из общего банкнотного ряда.
Затем из Банка России поступило предложение: не брать за основу памятник, а создать собирательный образ Ерофея Хабарова в полный рост. Для этого, вспоминает Сейфулин, пришлось обратиться к историческим материалам, чтобы понять Хабарова — историческую личность и человека.
— К сожалению, прижизненных портретов Хабарова нет, и даже описания внешности в архивах не сохранилось. Памятник Хабарову, кстати, — это тоже некий собирательный образ.
Заказчик попросил сделать портрет Хабарова в полный рост, чтобы банкнота не выбивалась из общей серии. Одна из трудностей, с которыми я столкнулся, была связана с расположением рук и ног. Вот варианты набросков — правая рука располагается на поясе, нога — на придорожном камне, левая рука придерживает кафтан… Я долго искал наибольшую выразительность гипотетической фигуры Хабарова.
К тому же понятно, что Хабаров, совершая поход в Приамурье, убеждал людей не только словами, но и силой. Но, внеся воинские атрибуты, я увидел, что образ получается слишком воинственным. А сроки работы над образом были достаточно сжатыми. В результате на представленном заказчику эскизе банкноты Хабаров вообще изображен со спины, спрятавшим руки.
Позировали мне сыновья — Сергей и Тимур. Поскольку, по описаниям, Хабаров был коренастым, а мои сыновья не отличаются особой физической крепостью, в ходе работы приходилось набрасывать и мышечную массу, и мускулатуру «на глаз». Для чего выполнялась эта работа, они, конечно, не знали — привыкли к неожиданным просьбам. Еще приходилось обращаться к вещам из маминого гардероба: накидка Хабарова — мамина шуба-дубленка, долго искали шапку…
Конечно, в дальнейшем работу над костюмом XVII века пришлось бы продолжить в музеях и библиотеках, однако заказчик отказался от этой идеи и предложил обратиться к памятнику графу Муравьеву-Амурскому.
Возвращенный памятник
«У нас были фотографии памятника, но для работы мне нужно было узнать больше об этом человеке, поэтому мне опять пришлось ехать в библиотеку», — рассказывает Тахир Сейфулин.
Уважение к Николаю Муравьеву было столь велико, что через несколько лет после его кончины в Санкт-Петербурге был объявлен конкурс на создание памятника ему. К участию в конкурсе были приглашены лучшие скульпторы того времени — Опекушин, Микешин, Антокольский. По итогам конкурса победу одержал Опекушин.
Любопытно, что на банкнотах действующего банкнотного ряда представлены работы всех этих скульпторов. Например, на 5-рублевой банкноте, хоть она и изъята сейчас из обращения, присутствует работа Микешина — «Памятник тысячелетия России». На пятисотрублевой купюре — памятник Петру I работы Антокольского. И вот теперь на 5-тысячной — памятник Опекушина.
Памятник установили на высоком утесе реки Амур, открытие его было очень торжественным, на нем присутствовал царевич, будущий император Николай II. К сожалению, в 20-х годах прошлого века этот памятник был демонтирован и утрачен. И только в 90-х годах общественность города Хабаровска решила его восстановить. К счастью, модель памятника хранилась в Русском музее в Санкт-Петербурге. И вот по этой модели группа петербургских художников, архитекторов и скульпторов восстановила памятник, который отлили на одном из петербургских заводов и доставили в Хабаровск в 1992 году, установив на прежнем месте.
По мнению Сейфулина, в результате новая банкнота органично вписалась в действующий банкнотный ряд. «Кроме того, сам Муравьев-Амурский, безусловно, относится к тем людям, которые заслужили быть изображенными на банкнотах, как внесшие огромный вклад в историю и культуру России». По словам Тахира Сейфулина, когда Банк России предложил обратиться к памятнику Муравьеву-Амурскому, были сделаны несколько эскизов банкноты.
— На одном из эскизов Центробанку было предложено решение в виде коллажа памятников городской архитектуры современной и прошлых веков, на фоне которых возвышается собственно памятник.
На другой композиции в качестве элемента использовалось изображение собора Успения Божией Матери. В то время, когда мы делали эскизы, собор только строился. Он настолько красив, что мы неоднократно предлагали разные варианты размещения собора, включая его схематичное графическое изображение, но он так и не был утвержден в качестве элемента изображения банкноты.
Поиски окончательного решения банкноты развивались в двух направлениях — мы искали наиболее подходящий ракурс для памятника и изображение второго плана. Сравнив эскизы с банкнотой, можно увидеть, как изменился ракурс набережной, изображенной позади памятника.
Что же касается оборотной стороны банкноты, то Банк России практически сразу утвердил изображение моста через реку Амур, и нам не пришлось делать много эскизов. Был только один дополнительный вариант для оборотной стороны — рисунок здания отделения Банка России по Хабаровскому краю. Но этот вариант был отвергнут в пользу вида на мост.
Ерофей Хабаров — крестьянин деревни под Великим Устюгом. Мореход, русский землепроходец, промышленник. В Сибири строил соляные варницы, мельницы, занимался торговлей, пушниной. В середине XVII века совершил поход в Приамурье, где составил чертеж реки Амур и положил начало заселения русскими людьми этой территории.
Николай Муравьев — русский государственный деятель. Окончил русский пажеский корпус, дипломат, служил в гвардии, участвовал в турецкой кампании. В 38лет стал губернатором Восточной Сибири. Царь называл его либералом и демократом. Сам Муравьев неоднократно лично руководил экспедициями по Амуру. Проводил активную деятельность по освоению и заселению края, уделял внимание расширению торговли на Дальнем Востоке.
Ратовал за освобождение крестьян от крепостного права, ввел изучение русского языка в школах, где учились дети многочисленных народностей Дальнего Востока. Николай Муравьев был губернатором Хабаровского края 14лет, после чего решил, что это срок для чиновника — достаточный, и покинул этот пост. Выйдя в отставку, Муравьев стал членом Государственной Думы. Последние годы прожил в Париже. Скончался Муравьев-Амурский в Париже, но соотечественники перевезли его прах и захоронили во Владивостоке.
Елена Киселева