Было бы неверно полагать, что такие темы, как смерть, загробная жизнь, погребальные культы и все, что с ними связано, отображены исключительно на неофициальных платежных средствах вроде китайских «денег мертвых», которые, как может показаться, кроме разве что самих жителей Поднебесной да бонистов, никто и всерьез-то не воспринимает. Ведь примеров, доказывающих обратное, – множество.
Изображения мертвых
Достаточно вспомнить рисунки на банкнотах Египта, где можно увидеть посмертную маску юного фараона Тутанхамона и другие артефакты, найденные в захоронениях древних правителей. Например, на актуальной египетской 200-фунтовой купюре изображена фигурка писца.
А сколько существующих ныне банкнотных изображений родилось благодаря кропотливому научному изучению человеческих останков! Яркими примерами того могут служить узбекская бона номиналом 500 сумов с памятником Тамерлану (первый достоверный портрет завоевателя был сделан антропологом Герасимовым после изучения останков в Гур-Эмире), а также бона 100 тенге 1993 года из первой серии национальной валюты Казахстана.
На ней помещен лик хана Аблая (1711-1781 годы), одного из правителей Казахского ханства. Так вот, этот самый портрет был создан, в том числе, и на основании реконструкции, проведенной после исследования ханского черепа ученым-антропологом Оразаком Смагуловым.
Кладбищенские постройки
Что уж тогда говорить о многочисленных монетах и банкнотах, «документирующих» развитие кладбищенской архитектуры!
Это и мегалитические погребения древних типа дольменов, как на немецких нотгельдах начала прошлого века. Можно увидеть и пирамиды в Гизе (Египет), и гробницу полулегендарного правителя древних персов Кира II в Пасаргадах (Иран), и усыпальницу Амира Темура в Самарканде (Узбекистан). И наконец, Мавзолей Ленина, запечатленный на 10 000 рублях 1992 года вместе с частью некрополя у Кремлевской стены и колумбарием.
Тема бренности жизни и потусторонних мистерий всегда присутствовала на бонистическом материале, и похоже, создатели новых банкнотных серий не собираются от нее так быстро отказываться.
На казахстанской боне 5 тенге 1993 года имеется рисунок старинного казахского кладбища с мазарами.
Слово «мазар» переводится с арабского как «место, которое посещают». Это не что иное, как мусульманские могилы, которые могут иметь самые разные формы и конструкции. Близкое расположение могил можно объяснить тем, что казахские захоронения относятся к разряду родовых. То есть умерших родственников старались хоронить рядом. Камнерезное дело у казахов в основном было связано с сооружением надгробных памятников, и это искусство передавалось из поколения в поколение. Занимательно, что на 5 тенге показаны практически все известные разновидности мусульманских надгробий. Небольшая каменная стела на переднем плане − это кой тас, самый простой вариант «погребальной» архитектуры. Их нередко украшали витиеватой резьбой с закодироваными пожеланиями благополучия на том свете. Два следующих сооружения на рисунке, выполненные в форме поставленных на постаменты сундуков, именуются сандык тас. А дальше один за другим возвышаются мавзолеи. Это наивысший этап надгробных строений − кумбез. Такие шатровые сооружения были по карману только знатным и богатым казахам. Внешние стены кумбеза украшались орнаментом или растительными узорами. А внутренние часто расписывались рисунками предметов быта и боевого оружия.
Представление о загробной жизни
На оборотной стороне египетской купюры 50 пиастров 1960 года на фоне античного храма замерли каменные бараны.
Баран в Древнем Египте символизировал бога Ра, и скульптур этого животного в Египте множество (например, аллея священных овнов в Луксоре). Впрочем, почитание овна характерно не только для древних египтян. Оно занимает особое место и в таоизме. Специфическое отношение к символике божественного овна отмечалось и у тюркских племен. Поэтому каменные статуи баранов можно встретить в Китае и Монголии. Имеются они и в Азербайджане. В религиозных верованиях древних египтян животные играли ключевую роль. Самые ранние египетские боги представлялись исключительно под личиной животных. Были среди них коровы, бараны, павианы, крокодилы, собаки и кошки. Почитание божественных животных часто выливалось в удивительные ритуалы. К примеру, если живший при храме священный бык Апис умирал от старости, почитатели культа отправлялись на поиски божественного преемника почившего слуги бога Пта. Прямо как у тибетцев с их ламами! Священные животные, как и фараоны, мумифицировались. Благодаря археологическим открытиям выяснилось, что в Омбосе поклонялись крокодилам, в Бубастисе − кошкам, в Ашмунене − ибисам, а в Элефантине − баранам.
Расчлененная богиня
В представлении древних народов Мезоамерики мир был населен не только людьми и богами, но и целым сонмом кровожадных чудовищ. Изображения этих жутких существ встречаются на многочисленных барельефах, стелах и фрагментах зданий. Впрочем, боги центрально- и южноамериканских индейцев немногим отличались от всех этих монстров. А иной раз в своей жестокости они превосходили любое порождение зла…
На мексиканской боне номиналом 10 000 песо 1983 года имеется рисунок жертвенного камня в виде диска, найденного при раскопках Великого храма в Теночтитлане (сегодня Мехико).
Диаметр почти круглого по форме рельефа (сегодня хранится в музее Темпло Майор в Мехико) составляет 3,3 метра. Когда жертвенник был откопан, а его великолепно сохранившийся рисунок очищен от земли, археологи содрогнулись. Ибо перед ними лежало расчлененное женское тело. Сюжет на камне был настолько реалистичным, что некоторым из помогавших в раскопках студентов стало плохо. На рельефе хорошо видны места, где голова, руки и ноги самым варварским способом отделены от корпуса. Но когда ученые внимательнее присмотрелись к артефакту, то выяснилось, что и изображенная на нем жертва не была лишена склонности к извращениям. У пояса расчлененной женщины приторочен человеческий череп, а на отрубленных руках и ногах видны браслеты из живых змей.
И тогда историки вспомнили старинную легенду о богине Луны Койольшауки. Ее имя переводится как «золотые колокольчики». Койольшауки была, как сказали бы сегодня, ведьмой. Она отличалась скверным нравом, строила другим богам козни, варила чудотворные зелья. А однажды даже задумала убить собственную мать − богиню Коатликуэ. Но в тот самый момент, когда подговоренные ею братья набросились на Коатликуэ, из чрева богини выскочил их младший, уже полностью сформировавшийся и облаченный в доспехи брат Уицилопочтли, бог солнца и войны. Он убил сестру Койольшауки, а братьев прогнал. Пылающим змеем Шиукоатлем он отрубил Койольшауки голову, а тело расчленил. Голову сестры он забросил на небо, и она превратилась в луну, а изувеченное тело сбросил к подножию храма Коатепек. Отсюда у ацтеков и появилась традиция во время человеческих жертвоприношений сбрасывать трупы вниз на ступени пирамид.