Алексей Фомичев, директор по развитию компании «Гамма-Центр»:
"Несмотря на то что многие банки сегодня активно продвигают каналы ДБО, банковские отделения по-прежнему остаются основными точками продаж. И по мнению экспертов, с распространением на рынке электронных кассиров с функцией cash-ресайклинга их число будет расти. Банки продолжат наращивать количество отделений посредством открытия офисов «легкого» формата, поскольку те позволяют оптимизировать расходы и максимально ускорить процесс обслуживания клиентов, а также могут располагаться в местах, где размещение традиционного банковского офиса по тем или иным причинам невозможно или экономически нецелесообразно."
Новый формат банковских отделений: инновационность на малых площадях
Сегодня розничный банковский бизнес в России развивается весьма активно, вновь выступая одним из основных драйверов роста всего банковского сектора. В то же время население России охвачено финансовыми услугами еще в недостаточной степени, а значит, банковская розница сохраняет высокий потенциал роста. По оценкам консалтинговой компании The Boston Consulting Group, банковский ритейл в России формирует в среднем 35% совокупного дохода кредитно-финансовых институтов, в то время как на развитых рынках этот показатель превышает 50%.
Для того чтобы повысить прибыльность розничного направления, банки расширяют возможности каналов дистанционного обслуживания (ДБО), а также увеличивают количество офисов продаж. По данным Банка России, на 1 февраля 2011 г. в России был зарегистрирован 38461 филиал (дополнительный офис, операционная касса вне кассового узла, кредитно- кассовый офис, операционный офис), а к 1 февраля 2012 г. их число достигло 40589, увеличившись на 5,53%. Рост за 12 месяцев, конечно, не слишком впечатляющий, но все-таки заметный. Такие каналы как банкоматы и интернет-банкинг по-прежнему являются лишь дополнением имеющихся у банков стандартных сетей продвижения услуг (филиалов и отделений), поскольку не все потребительские сегменты готовы к использованию систем самообслуживания. В особенности это утверждение справедливо для клиентов, заинтересованных в проведении смешанных транзакций и транзакций с крупными суммами наличных денег.
Реализуя стратегию развития сетей отделений, банки фокусируются на их максимальной эффективности, проводя укрупнение и переформатирование своих точек продаж. На смену «тяжелым», излишне просторным по площади и потому весьма затратным отделениям приходят отделения «легкого» формата. Последние занимают площадь не более 40-60 кв. м, что позволяет банкам значительно сократить расходы на аренду и ремонт помещений.
Привычный, стандартный кассовый узел отсутствует, все операции с денежной наличностью проводятся в режиме «одного окна» - один сотрудник исполняет и функции операциониста, и функции кассира. При этом у него есть возможность как провести операции по зачислению или снятию средств со счета, так и предложить клиенту дополнительный перечень услуг. Таким образом, банку удается оптимизировать количество сотрудников, вовлеченных в работу с клиентами.
Активное продвижение на банковском розничном рынке офисов «легкого» формата связано с появлением в России электронных кассиров с функцией рециркуляции наличности (TCR), которые можно размещать в помещениях открытой планировки, при отсутствии бронированного кассового узла.